Notice: Undefined index: o80a1 in /var/www/vhosts/chtenia.pavlovskayasloboda.ru/htdocs/plugins/content/morfeoshow.php on line 1
Андрей Анисимов   
Павел Сергеев   



XVII Международные образовательные Рождественские Чтения




ПРОГРАММА НАСТЕННЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ
СВЯТО-ВЛАДИМИРСКОГО СКИТА НА О. ВАЛААМ


ХРАМ ВО ИМЯ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА

В основе программы настенных изображений лежит идея духовного рождения Святой Руси, начало которому положено обращением киевского князя Владимира к свету христианского Откровения и Крещением русского народа. Святая Русь не ограничивается территорией России и местом проживания наших соотечественников, а является видимым ограждением и земным воплощением основанного на земле Христом Спасителем благодатного Его царства. Авторами проекта создания Святой Руси были ее равноапостольные князья–просветители: Владимир и Ольга. Архитекторами-вдохновителями создания земного воплощения христианского царства из разгромленных монголо-татарским нашествием русских земель являлись святители московские Петр, Алексий, Иона, Филипп, Гермоген и др. Учредителями и защитниками созидаемого в истории земного Храма Христова были святые благоверные русские князья и воины: Александр Невский, Даниил Московский, Димитрий Донской и многие другие. Духовными наставниками строителей Святой Руси стали преподобные отцы наши: монахи Киево-Печерской лавры, Сергий Радонежский, Серафим Саровский и многие другие подвижники, расширившие духовное пространство страны далеко на север, восток и юг. Строителями земного удела Христовой Церкви и Царицы Небесной стали все верные чада Русской Митрополии Вселенской Православной Церкви независимо от их этнического происхождения. По завету святителя Алексия, возглавившего управление русским государством в годы малолетства князя Димитрия Иоанновича, полноправными гражданами Святой Руси являются все крещеные и верные чада Церкви. Русь объединила вокруг святого старца и его места пребывания - града Москвы представителей всех народов, добровольно вступивших на службу московскому князю и отстоявших, по молитвам преподобного Сергия Радонежского, земной удел Церкви Христовой в Куликовской битве. На поле Куликово шли москвичи, владимирцы, суздальцы, татары, поволжские народы, а вернулись русские люди – граждане Святой Руси.

Композиция храма определяет вертикальную иерархию построения всех изображений в историческом порядке: от ветхозаветных праведников и пророков в шатровой части храма к апостолам и святым просветителям, молитвенникам и заступникам Святой Руси, изображенных на стенах и сводах алтаря и четверика.

В центре шатрового восьмигранного купола помещен Животворящий Крест Господень, от которого расходятся лучи орнаментальных обрамлений, между которыми представлены образы Спасителя, возносящегося на небеса с сонмом Архангелов, Серафимов, Властей и Престолов. Ниже, между окнами восьмигранного барабана, изображены ветхозаветные праотцы. Под ними в медальонах представлены пророки Ветхого Завета. На парусах столпов храма размещены изображения четырех евангелистов. На столпах помещены изображения еще восьми апостолов.

В верхней части стен четверика между окон изображены преподобные отцы - основатели монашества.

В нижнем последнем ряду изображений на стенах помещены образы русских святых просветителей, молитвенников и заступников нашей земли.

Вертикальная композиция построения изображений развивается горизонтальным регистром евангельских и исторических событий, связанных с Крещением Руси.

Цикл исторических картин, размещенных на стенах четверика храма, начинается с северной стороны четырьмя композициями из жизни Пресвятой Богородицы. Композиция Благовещения размещена на восточной стене храма, выполняя роль связующего звена между изображениями иконостаса и предваряя цикл евангельских сюжетов на южной стене храма. На южной стене размещены четыре основные композиции событий земной жизни Спасителя, начиная с Крещения и заканчивая Пятидесятницей, в соответствии с программой настенных изображений, составленной святителем Филаретом для Храма Христа Спасителя, но не осуществленной в полном объеме.

Завершением исторического цикла изображений является группа композиций, размещенная на западной стене храма. В ней представлены сюжеты исторических событий, связанных с Крещением Руси и изображения св. равноапп. князей Владимира и Ольги.

В заключение представленного ряда изображений в конхе алтарной апсиды представлены следующие изображения: на своде – образ Пресвятой Богородицы «Знамение», в нижнем ряду свода – Евхаристия, на стенах между окнами – святители–литургисты, а завершают этот ряд образы русских святителей.

Таким образом, в программе настенных изображений отражена духовная связь истории Христианской Церкви с Русской историей. Мы сохраняем духовную связь и преемственно продолжаем традиции святой Русской Церкви.


ПРИДЕЛ ВО ИМЯ СВЯТОЙ МУЧЕНИЦЫ ЛЮДМИЛЫ ЧЕШСКОЙ

С северной стороны Свято-Владимирского храма расположен придел во имя св. мученицы Людмилы княгини Чешской. Внутреннее убранство этого храма выполнено в стиле греческих средневековых монастырских церквей Метеоры. Главной темой программы настенных изображений данного придела является духовное единство мученического подвига и Евхаристии. В верхнем регистре изображений представлена композиция "Небесная Евхаристия" (Литургия ангелов). Ниже помещен цикл картин Страстной Седмицы, посвященных прощальной беседе Христа с учениками, Тайной Вечери, Гефсиманской молитве, взятию под стражу, истязаниям и Распятию Спасителя. Порядок осмотра Страстного цикла изображений совпадает с направлением каждения придела. Под этим циклом помещены изображения святых мучеников, исповедовавших Христа, как в первые века, так и во времена проповеди христианства славянским народам. Кровь мучеников – это, по словам Тертуллиана, семя Церкви. Они являются живыми камнями, положенными в основания всего здания Церкви. Святая Людмила Чешская стала первой жертвой гонений, воздвигнутых против Православной Церкви на западных рубежах славянского мира. Эти гонения, длящиеся уже более тысячи лет и не утихающие до сих пор, привели к появлению целого сонма мучеников и исповедников Православия среди славянских народов.

Росписи алтаря придела традиционны для данной части храма. Здесь на восточной стене над аркой помещена композиция Благовещения. В конхе апсиды расположен образ Богородицы, именуемый "Оранта" или "Знамение" с Богомладенцем на груди. По краям алтарных стен внизу изображены святители Василий Великий и Иоанн Златоуст, которые являются авторами самых распространенных в Православной Церкви Литургий.


БАПТИСТЕРИЙ (КРЕЩАЛЬНЯ)

Кроме придела св. мц. Людмилы на северной стороне расположен Баптистерий, в который можно попасть из данного придела. Программа настенных изображений Крещальни посвящена Крещению Господню в водах Иордана и подвигу св. Иоанна Предтечи. В куполе баптистерия изображен Пантократор (Господь Вседержитель), благословляющий всех, над кем совершается таинство Крещения. Он окружен сонмом небесных сил и апостолов, изображения которых размещены в медальонах на своде помещения. Апостольская проповедь всегда сопровождалась крещением уверовавших во Христа и празднование Собора 70 апостолов предваряет празднование Богоявления. На стенах Крещальни, помимо композиции Богоявления, помещены сцены из жития св. Иоанна Крестителя, который за свою проповедь покаяния был обезглавлен и удостоился первым возвестить умершим о явлении в мир Спасителя.

Тема смерти и воскресения – основная идея таинства Крещения. Смысл Таинства заключается в том, что, погружаясь в крещальные воды, мы умираем для этого мира с его грехами и страстями и воскресаем для вечной жизни.


ПРИДЕЛ ВСЕХ СВЯТЫХ

На южной стороне от Свято-Владимирского храма размещен придел Всех Святых. Композиция его настенных изображений выражает идею духовного родства и единения всех угодивших Богу людей. Все изображения сгруппированы по принципу иерархического древа, в ветвях и корнях которого размещены на разных регистрах различные сонмы святых. На вершине этого древа помещен на восточной стороне над иконостасом образ Богородицы с Богомладенцем, восседающей на престоле. Ее окружают в медальонах праотцы и пророки, послужившие тайне Боговоплощения своей жизнью и проповедью в Ветхозаветные времена. Ниже расположены апостолы, проповедовавшие Слово Божие в Новом Завете. Под ними, согласно хронологии святые мученики и равноапостольные просветители своих народов. В нижнем ярусе изображений помещаются образы святителей и учителей церковных, сеявших Евангельские семена во все исторические эпохи существования Церкви Христовой.

Таким образом, перед нами разворачивается грандиозная историческая панорама, выраженная в ликах святых, на фоне которой разворачивается картина спасения всего мира посредством освящающей благодати Святого Духа.


Иллюстрации



Обсудить на форуме