Notice: Undefined index: o80a1 in /var/www/vhosts/chtenia.pavlovskayasloboda.ru/htdocs/plugins/content/morfeoshow.php on line 1
Владимир Кузнецов   
  



XIII Международные образовательные Рождественские Чтения




ВОССОЗДАНИЕ КОВАНЫХ КРЕСТОВ XVII ВЕКА НА ГЛАВАХ ХРАМОВ ИСТРИНСКОГО БЛАГОЧИНИЯ

В связи с возрождением православных храмов по всей России восстанавливается и доминирующая, градообразующая роль храмовых сооружений в окружающей среде.

Особое значение приобретают кресты на главах, как символы "Древа жизни", зримый образ рая, вознесенного над грешной землей. Наивысший расцвет кузнечного мастерства при изготовлении крестов наблюдается на рубеже XVII-XVIII веков, когда в древнерусском искусстве доминирует нарядный, праздничный стиль московского (или "нарышкинского") барокко.

При реставрации Благовещенского храма в селе Павловская Слобода (сер. XVII в.) были найдены архивные фотографии храма конца XIX века, где были изображены простые шестиконечные кресты классической формы. Можно было их повторить, но это решение вступило бы в противоречие с общей программой восстановления первоначального облика храма. Было принято коллегиальное решение повторить для центральной главы один из самых нарядных крестов в Московской области – шестиметровый крест Троицкого храма 1700 г. в селе Дединово Луховицкого благочиния (фото 1).

После изготовления и установки центрального креста здание церкви сразу выделилось на фоне однообразной многоэтажной жилой застройки, ранее доминировавшей над храмом (фото 2).

Отделка центрального и боковых крестов золочением сделало кресты как бы невесомыми, а при восходах и заходах солнца вместо силуэта креста появляется сияющий, ослепляющий ореол вокруг крестов, имитирующий "фаворский свет", преображающий окружающую храм местность.

При восстановлении более позднего по времени храма Бориса и Глеба в селе Куртниково (1816 г.) были найдены детали и архивные фотографии с изображением креста XVII века, т. е. при строительстве нового храма более древний крест переносился на новую главу. Габариты этого креста уточнялись изготовлением макета креста из дерева в натуральную величину и рассмотрением макета с разных точек зрения на значительных расстояниях.

В результате, крест, как нам кажется, органично вписался в окружающую среду и достойно увенчивает классический храм (фото 3).

Тот же подход был применен и при строительстве нового храма в честь великомученика Георгия Победоносца в городе Дедовске. Здание церкви буквально зажато многоэтажной застройкой, и только благодаря ажурным кованым крестам, оно не теряется в городской среде (фото 4).

Изготовление сложных каркасных крестов с подзорами, просечками, декоративными накладками привлекло целую школу кузнецов, владеющих древними технологиями, чувством красоты и пониманием особенностей стиля. Каждый новый крест не повторяет предыдущий и пробуждает фантазию и желание подолгу любоваться как искусством древних, так и мастерством современных храмостроителей.

Еще одним доказательством утверждения единства красоты и православия является недавно установленный крест на главе храма в честь Царственных Мучеников в селе Павловская Слобода (фото 5).


Иллюстрации



Обсудить на форуме