Notice: Undefined index: o80a1 in /var/www/vhosts/chtenia.pavlovskayasloboda.ru/htdocs/plugins/content/morfeoshow.php on line 1
Павел Сергеев   
  



II Московские областные образовательные Рождественские Чтения




ВОЗРОЖДЕНИЕ ДРЕВНЕЙ ТРАДИЦИИ ВОСПРИЯТИЯ ХРАМА КАК ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ИКОНЫ

Как известно, в средневековом зодчестве постепенно сложился общий для архитектуры, скульптуры и живописи язык символов, выражавший главные идеи христианского мировоззрения. Среди них и идея подобия макро- и микрокосмоса, нашедшая свое отражение в уподоблении храма человеку. Обычно программу создавал богослов, а зодчие и художники ее выполняли. Восприятие и понимание символического содержания архитектурных, скульптурных и живописных форм в общем были схожи у заказчика, исполнителя и мирян. [1]

Возрождением этой средневековой традиции в архитектуре ХIХ века можно считать составление философско-религиозной программы и создание на ее основе уникальной трехсоставной композиции храма Христа Спасителя, но не богословом, а академиком живописи А. Витбергом (1816 г.) [2]. Нижний храм изображал собою тело человека и посвящался Рождеству Христа, принявшего на себя смертное тело (эта форма напоминает собою гроб). Храм тремя сторонами прислонялся к земле и только с востока проникал в него свет через огромные окна с изображением на их стеклах Рождества Христова (рис. 1). Средний храм имел форму равноконечного креста (эта форма храма должна была соответствовать человеку с воздетыми для молитвы руками или распятому на кресте). Храм посвящался Преображению Господа, и в нем предполагался полусвет, в знак того, что в нашей душе происходит постоянная борьба добра и зла. Верхний храм посвящался Воскресению Христа и соответствовал высшей основе человека - его духовной природе. Храм имел форму круга и был настолько освещен, насколько позволяла архитектура, в знак того, что в храме истинного духа также светло, как темно в храме телесном.

Соединение А. Витбергом трех храмов в единой композиции по принципу многоэтажной компоновки (т. е. «храм на храме») противоположно горизонтальной планировке основных частей христианских храмов (алтарь, наос и притвор) и их библейского прообраза – Иерусалимского храма (Святое святых, Святилище и притвор). При этом зодчий сумел облечь свои идеи в такие формы, что, по отзыву заказчика храма - императора Александра I, они совпали с его собственным замыслом и «заставили камни говорить»... [3] Проект Александра Витберга потерпел неудачу. Однако, по результатам влияния, оказанного им на ход дальнейшего проектирования храма Христа Спасителя, это был великий проект. В апреле 1829 года был объявлен второй конкурс, в котором приняли участие русские и заграничные архитекторы. Из представленных на конкурс проектных предложений в 1832 году предпочтение было отдано проекту Константина Тона. Сопоставление композиции интерьера храма Христа Спасителя, построенного по его проекту, с трехсоставной композицией проектного предложения Александра Витберга позволяет раскрыть их внутреннее единство.

Отождествление А. Витбергом каждого состава Богочеловека (Его тела, души и духа) с частями храма можно распространить и на композицию объемного иконостаса в построенном по проекту К. Тона храме (рис. 2). Иконографическая программа размещена не только на внешней стороне кивория-иконостаса, но и на внутренней поверхности пояса купола, и на парусах столпов. Киворий-иконостас и размещенный на престоле алтаря Дарохранительный ковчег выполнены в форме шатрового храма. А внутреннее единство образно-символической системы обеих композиций не противоречит богословской концепции преподобного Максима Исповедника [4]: «Святая Церковь Божия есть человек; алтарь в ней представляет душу, божественный жертвенник - ум, а храм - тело». Итак, отличие обоих архитектурных решений заключено в композиционных принципах их построения, которые можно условно могут быть обозначены как «храм на храме» и «храм в храме» соответственно. Причем проектирование уникального объемного иконостаса храма Христа Спасителя сопровождалось возрождением все той же средневековой традиции, начало которой было положено Александром Витбергом.

Настенные изображения храма Христа Спасителя принято рассматривать как художественно-историческое оформление, выполненное под влиянием поздней западноевропейской традиции. Однако именно художественное убранство храма можно считать одним из самых существенных его достоинств. Оно обусловлено взаимодействием богослова, зодчих, художников и скульпторов. Их совместные усилия привели к появлению уникальной композиции объемного иконостаса и системы настенных изображений, что позволило придать декору храма глубокое символическое содержание.

В 1844 году митрополит Московский Филарет составил программу настенных изображений храма Христа Спасителя [5]. Она представляла собой многоплановое единство системы надписей, живописных и скульптурных композиций (рис. 2а, 3). Большие размеры храма потребовали для его художественного оформления привлечения многочисленной группы художников и скульпторов. Простое перечисление их имен показывает преобладание среди них представителей академической школы [6]. Несмотря на различия в манерах их исполнения, им удалось достичь целостности ансамбля настенных изображений, основанной на глубоко продуманной иконографической системе святителя Филарета. Изучение его творческого вклада в решение проблемы архитектурно-художественной формы храма Христа Спасителя представляет особый интерес.

Анализ программы святителя Филарета, проводившийся в хронологическом порядке, показал, что система настенных изображений храма Христа Спасителя представляет собой ряд духовно-исторических циклов, расположенных на разных пространственных «орбитах» (рис. 2а, 3). В пределах угловых направлений каждого цикла антиномичные пары событий библейской и русской истории (т. н. «история в событиях») объединены с изображениями их участников (т. н. «история в ликах»), размещенными в промежутках между угловыми направлениями.

В подкупольном пространстве храма на парусах столпов размещена группа изображений евангельских событий (рис. 4). На стенах и сводах верхней галереи расположен цикл изображений важнейших событий истории христианской Церкви. Рядом с каждым из них представлены лики святых соответствующего периода (рис. 5). На стенах нижнего обходного коридора размещены мраморные плиты с надписями мемориального характера, в хронологическом порядке повествующие о ходе военных действий 1812-14 гг. и об именах и званиях их участников - цикл Истории Отечественной войны, по своей структуре аналогичный циклу Истории Церкви (рис. 6). На фасадах храма Христа Спасителя размещены скульптурные композиции, представляющие собой ряд событий ветхозаветной, евангельской и отечественной истории. Между ними расположены горельефы христианских и библейских святых. Изображениями исторических событий, объединенных в непрерывную композицию по периметру фасадов храма, представлен всемирный духовно-исторический процесс (рис. 7).

Композиции всех рассмотренных выше духовно-исторических циклов, рассчитаны на восприятие в ходе той или иной богослужебной процессии. Так, хронологическая последовательность обзора цикла Истории Отечественной войны 1812 года совпадает с маршрутом движения священнослужителей при каждении нижнего коридора храма. Осмотр Всемирно-исторического цикла горельефов на фасадах в общих чертах осуществляется в направлении крестного хода вокруг храма. Циклы настенных изображений внутри храма можно осматривать на нескольких ярусах. В направлении обзора т. н. Деисусного цикла осуществляется каждение нижнего яруса храма двумя диаконами во время совершения Литии. Историческая последовательность обзора цикла Истории Церкви, размещенного на хорах, совпадает с процессией каждения каждого из двух верхних приделов храма. Причем противоположно направленные маршруты обзора начинаются у алтарей каждого из приделов и заканчиваются на западной стороне верхней галереи. Изображения событий цикла истории Церкви, начинающихся эпохой святителя Николая Мирликийского и заканчивающихся Крещением Руси, располагаются на хорах в их южной части, а события русской истории (от времен благоверного князя Александра Невского до строительства Троице-Сергиевой лавры) – на северном участке. Каждый из этих циклов завершается на западном участке верхней галереи храма (рис. 4-7).

Заслуга святителя Филарета заключается в объединении картин библейской и русской истории для их совместного рассмотрения по принципу «одна сквозь призму другой». Не менее значимо размещение самим митрополитом Филаретом или его преемниками мемориальных досок с описанием хода военной кампании 1812-14 гг. как дальнейшего развития всемирно-исторического процесса. Причем пространственно-временной аспект их восприятия в ходе совершающегося в храме богослужения позволяет по-новому раскрыть проблему замыслов и воплощений.

В ходе анализа программы настенных изображений храма Христа Спасителя выявлены принципы формирования святителем Филаретом духовно-исторических циклов. Важнейшие из них - антиномичное сопоставление сюжетов настенных изображений, позволяющее понять глубину представленных в них исторических событий; хронологическая последовательность размещения картин в пределах каждого цикла и соотнесение их со всемирным духовно-историческим процессом; корреляция событий, отраженных как отдельными картинами, так и группами настенных изображений, то есть ориентация их по т. н. «сквозным» темам в пределах каждого из четырех угловых направлений храмового пространства (рис. 8).

Контрастные сопоставления отдельных пар настенных изображений храма Христа Спасителя обусловлены идейным замыслом программы митрополита Филарета. Например, пары антиномичных событий Евангельского цикла он предлагал разместить на парусах столпов (одно под другим): Преображение и Распятие Господне (на северо-восточном столпе); Вознесение и Сошествие во ад (на юго-восточном столпе); Вход Господень в Иерусалим и Сошествие Св. Духа на апостолов - на юго-западном столпе (рис. 4). В цикле Истории Церкви парные композиции размещены в угловых участках верхней галереи; храма. Всемирно-исторический цикл представлен парами скульптурных композиций на четырех углах фасадов (рис. 7).

Общие («сквозные») темы объединяют сюжеты разных циклов настенных изображений храма. Они повторяются в изолированных друг от друга участках храма и связывают изображения разных циклов в общие тематические группы. Эти смысловые композиции сосредоточены в пределах каждого из четырех угловых направлений храмового пространства (рис. 8). «Сквозными» темами являются сюжеты горельефных композиций на фасадах храма: «Благословение преподобным Сергием князя Димитрия Донского на брань с Мамаем» (на северо-западном углу); «Воскресение Христово» (на северо-восточном углу); «Поклонение волхвов» (на юго-восточном углу) и др. (рис. 7).

Взаимные связи между циклами настенных изображений храма Христа Спасителя представлены сходными тематическими композициями, размещенными в разных угловых направлениях храмового пространства (как смежных, так и изолированных друг от друга). В развитии событий разных циклов настенных изображений выявлены исторические параллели. Например, ход Отечественной войны 1812 года сопоставим с историей евангельских событий. Кульминационный момент изгнания войск Наполеона из России совпал с празднованием Рождества Христова. Эти события нашли свое отражение на фресках подкупольного ядра и на мраморных досках нижнего коридора в восточной части храма (рис. 6, 7). В непосредственной близости друг от друга размещены горельефная композиция «Благословение прп. Дионисием князя Пожарского» и мраморные доски с именами участников народного ополчения Отечественной войны 1812 года.

Совместное наблюдение настенных изображений различных исторических циклов определяется маршрутом обзора каждого из них в ходе богослужебных процессий. Наличие глухих участков стен, разделяющих подкупольное пространство храма, и больших арочных проемов между ними позволяет с разной степенью подробности рассматривать настенные изображения каждого цикла сквозь призму событий других. Например, при обзоре цикла Истории Церкви в процессе каждения обоих приделов верхней галереи храма участки с изображениями первых четырех Вселенских соборов и жития святых Николая Мирликийского и Александра Невского оказываются изолированными. С изображениями других циклов их совместный обзор невозможен (рис. 5, 6). На остальных участках этого цикла изолированность изображений носит частичный характер, что обусловлено как центрической композицией храма Христа Спасителя, так и наличием в нем многочисленных арочных проемов. Как известно, в первом варианте проекта К. Тона отсутствовали чугунные двери на фасадах храма, что позволяло свести к минимуму изолированность отдельных участков цикла Истории Отечественной войны 1812 года, размещенных на мраморных досках обходной галереи, от сюжетов горельефных композиций на фасадах.

Связь маршрутов обзора и характера событий, отображаемых настенными изображениями духовно-исторических циклов, определяется прежде всего типом их повествовательно-смысловой организации: догматическим, метаисторическим, библейско-историческим, всемирно-историческим, богослужебно-календарным и мемориальным. Им соответствуют разные маршруты обхода: полукруговой, круговой, крестообразный и др. (рис. 3). Например, обзор цикла скульптурных композиций на фасадах во время крестного хода вокруг храма соответствует всемирно- и библейско-историческому типам повествования; круговой обход цикла событий Отечественной войны 1812 года, расположенного на мраморных плитах в нижнем коридоре - мемориальному типу. Крестообразный маршрут обзора цикла надписей на фасадах связан с богослужебно-календарным типом повествования, отражающим порядок служб церковного календаря и т. д.

Панорамному обзору циклов настенных изображений храма при каждении его подкупольного пространства соответствуют догматический тип повествования для системы надписей на подпружных арках; библейско-исторический тип для Евангельского цикла, размещенного на парусах столпов и в люнетах стен на хорах; метаисторический тип для композиции картин Апокалипсиса на сводах малых куполов. Полукруговым маршрутам обзора событий цикла Истории Церкви при каждении приделов на верхней галерее соответствует церковно-исторический тип повествования (рис. 2, 3).

В ходе анализа пространственных характеристик системы настенных изображений храма выявлена взаимосвязь конфигурации участков расположения и сюжетов их исторических картин. Архитектурный язык последних выражает идеи, которые посредством настенных изображений (в форме и красках) заложены в программе митрополита Филарета. Форма и размер храмового пространства и степень его изолированности и освещенности выражают напряженность и драматизм исторических событий, запечатленных в настенных изображениях храма Христа Спасителя. Связь естественной освещенности участков различной конфигурации и характера событий, отображаемых настенными изображениями, меняется в широком диапазоне: от хорошего освещения до полного затемнения. Например, при обходе нижнего коридора храма наблюдается последовательное чередование участков с различной степенью освещенности. Там, где представлены наиболее трагические события войны, переходы отличаются от остальных меньшей протяженностью, большей степенью изломанности и отсутствием естественного освещения. Таким образом подчеркивается скорбный и безысходный характер отображаемых событий, в отличие от наиболее протяженных и освещенных участков нижнего коридора, где сообщается о победоносном характере военных действий. При этом все циклы настенных изображений храма воспринимаются как отражение хода представленных в них исторических событий и выражают их духовную  значимость, напряженность и многоплановость (рис. 6).

Расположение циклов настенных изображений в храмовом пространстве отражает вертикальную иерархию (сакральную значимость исторического события на своеобразной духовно-исторической шкале). В поясе купола на самом верхнем ярусе храма размещен «Деисусный» цикл, не являющийся собственно Деисусным рядом икон традиционного иконостаса, а лишь его иконографическим подобием (рис. 2). Данный цикл представлен в виде живописных настенных изображений святых патриархов, пророков, апостолов, молитвенно предстоящих Христу. Он занимает главное место в вертикальной иерархии расположения. Несколько ниже, на подпружных арках, расположен Догматический цикл системы надписей; а на парусах столпов - Евангельский цикл, занимающий промежуточное положение между «Деисусным» циклом, выражающим торжество Небесной Церкви в Вечности, и расположенным на хорах циклом Истории Церкви. Вершина иерархической пирамиды с изображениями «Отечества» и «Деисусного цикла» на поверхностях сферической формы символизирует Мир небожителей (т. н. горний). Настенными изображениями полусферических и прямоугольных участков подкупольного ядра храма, верхней галереи, притворов и фасадов представлен земной мир (дольний). На фасадах храма Христа Спасителя между вторым и первым ярусом представлены скульптурные композиции цикла Всемирной истории, а в нижнем коридоре храма размещен цикл Отечественной войны 1812 года (рис. 2, 3).

Порядок горизонтального расположения циклов настенных изображений  храма Христа Спасителя связан с сакральной иерархией храмового пространства. Значимость занимаемой ими пространственной зоны храма указывает на место каждого цикла в общемировом историческом процессе (рис. 3). По мере удаленности каждой из этих зон от алтаря, символизирующего Рай (или «Святое Святых» в Иерусалимском храме), их можно разделить на несколько типов: центральные, средние и периферийные. События «Деисусного» и Евангельского циклов, размещенных в центральных участках храма, символизируют Горний мир. Настенными изображениями циклов средних и периферийных областей храма представлен мир дольний.

Следует отметить также наличие связи сюжетов настенных изображений храма Христа Спасителя с библейской символикой сторон света. Священные картины духовно-исторических циклов, размещенные на стенах, ориентированных по сторонам света, отличаются не только хронологическим характером взаимосвязи сюжетов, но и пространственно-символическим. Немаловажную роль играет связь отдельных картин и циклов изображений с посвящением алтаря, возле которого они расположены.

Анализ программы митрополита Филарета показал, что глубоко продуманная святителем система настенных изображений храма Христа Спасителя связана с его архитектурным замыслом и составляет целостное единство с совершающимся в храме богослужением. Последнее обстоятельство придает особую выразительность и многоплановость архитектурно-художественной композиции храма. Митрополит Филарет развернул в пространстве храма грандиозную духовно-историческую панораму событий мировой и отечественной истории, раскрывающую тайну Боговоплощения. В этом нашло свое отражение библейско-символическое видение святителем исторического процесса. Программа настенных изображений храма, созданная святителем, представляет собой многоплановое единство надписей, живописных изображений и скульптурных композиций. Они рассчитаны на восприятие в контексте совершающегося в храме богослужения и являются подлинным «умозрением» в пространстве и художественных образах. Идейный замысел уникальной художественной композиции наиболее полно раскрывается при движении в направлении крестного хода вокруг храма и иных богослужебных процессий.


Иллюстрации



Примечания

[1] Зубова М. В. Синтез искусств в Романских храмах Франции ХII века. // Архитектура мира. Материалы конференции "Проблемы истории архитектуры". Вып. 1. М.: ВНИИТАГ, 1992. - (15 - 20) с. С. 15.

[2] Храм Христа Спасителя. Указ. соч.. С. 10-12.

[3] Храм Христа Спасителя. Указ. соч. С. 10.

[4] Творения преподобного Максима исповедника. Кн. 1. Богословские и аскетические трактаты. Пер., вст. статья и коммент. А. И. Сидорова. М: Мартис, 1993 - 352 с. С. 160.

[5] Филарет (Дроздов В. М.). Материалы для истории Русской церкви: Переписка моск. митрополита Филарета относительно храма Христа Спасителя //Чтения в О-ве любителей духовного просвещения, Москва; 1882, Май (133-146) с. С.144.

[6] Воплощена программа настенных изображений храма Христа Спасителя митрополита Филарета в живописном убранстве , созданном В. П. Верещагиным, И. Н. Крамским, К. Е. Маковским, В. И. Суриковым и др. известными художниками. Так, кисти профессора живописи А. Т. Маркова принадлежало изображение Господа Саваофа в своде главного купола храма (эта работа продолжалась им в течение пяти лет). Изображения пророков и апостолов в поясе главного купола храма выполнены профессором П. В. Басиным и академиком Н. А. Кошелевым. Кроме того, последний написал композиции на тему Апокалипсиса в сводах малых куполов храма. На тему Евангельской истории создал четыре композиции, размещенные на парусах столпов, Ф. А. Бруни, ректор Императорской Академии художеств. По четыре картины представили профессора живописи Г. И. Семирадский (в нишах столпов) и В. П. Верещагин (в нишах пилонов). Академик Е. С. Сорокин и профессор Т. А. Неф написали иконы для главного иконостаса. Алтарь расписывали профессор В. П. Верещагин, академики М. Н. Васильев, А. И. Карзухин и А. Д. Литовченко; своды приделов - художники Г. С. Седов, Фартусов и др. Мраморные горельефные композиции на тему Священной и Русской истории на фасадах храма выполнены выдающимися скульпторами А. В. Логановским, Н. А. Рамазановым и П. К. Клодтом.


Обсудить на форуме